Спектакль "Федра. Мистерия духа"

Спектакль "Федра. Мистерия духа"

Самая свежая постановка Театра Романа Виктюка. Классический античный сюжет пересказан Мариной Цветаевой, которую режиссер называет первой и единственной Великой Поэтессой и чье творчество сопровождает мастера всю его жизнь.

ВНИМАНИЕ, АКЦИЯ! КУПИТЬ БИЛЕТЫ БЕЗ СЕРВИСНОГО СБОРА МОЖНО В ТЦ ЭТАЖИ

Родилась. Влюбилась. Умерла

Я не увижу знаменитой «Федры»,

В старинном многоярусном театре…

…Я опоздал на празднество Расина…

…Измученный безумством Мельпомены,

Я в этой жизни жажду только мира,

Уйдем, покуда зрители-шакалы,

На растерзанье Музы не пришли!

Когда бы грек увидел наши игры…

Осип Мандельштам, 1915

В этом ироническом зачине, по существу отвергающем эстетику современного ему реалистического театра, Осип Мандельштам от своего имени и как бы от имени Марины Цветаевой – своей единомышленницы в поэзии – делает заявку на условный, субъективный мифологический характер театра, не имеющий никакого отношения ни к классицизму Расина, ни к последующей театральной традиции, «измучившей» со времен греков музу трагедии Мельпомену.

Мы и прочли «Федру» Цветаевой в духе игрового мифологического студийного театра. На сцене афинская молодежная тусовка на фоне и внутри нашего здания в Сокольниках. Полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика задуманы как фон и исток трагических событий.

Хор на сцене появляется и исчезает, играя разные роли. Этому хору передана роль Лика Федры – ее маски (Дмитрий Бозин), роль Ипполита (Игорь Неведров), роль Судьбы – так нами назван персонаж, обозначенный у Цветаевой Кормилицей (Иван Иванович). Тезей (Александр Дзюба) саркастически управляет на разных музыкальных инструментах мифическим процессом из-за пределов основной игровой площадки.

Не будем пересказывать содержание трагедии, напомним лишь, что речь в ней идет о том, что героиня борется с пагубной страстью к пасынку Ипполиту, которую заронила в ее сердце богиня любви Афродита, мстя Тезею за измену.

Невозможно выразить словами ту энергию и страсть, которые двигали Цветаевой при написании «Федры», заставляя нас задуматься о новых, вернее, забытых в советском театре средствах театральной выразительности – о синтезе слова, музыки, ритмики, хореографии, о силе голоса, жеста и мимики в палитре актёра, то есть о том, что было хорошо известно в театре Серебряного века времен Блока с его «Розой и крестом», времен молодого Таирова и Вахтангова с их Студиями, с которыми Цветаева была связана самым непосредственным образом.

Мы пытаемся возродить забытую традицию «Серебряного века» русской сцены, традицию «Привала комедиантов» и «Старинного театра» Евреинова, с его имитацией разных форм театральности – от античности до постмодерна.

«Миф предвосхитил, и раз и навсегда изваял все», – утверждала Цветаева. Мифы дремлют в словах и живы в царстве Идей, предвосхищая события, которые произойдут и станут их плотью.

Как и в древнегреческом театре, внимание зрителя здесь сосредоточено не на внешних эффектах, а на героях, которых играют мужчины. Фигуры актеров похожи на фрески Микеланджело, хор – часть легенды, ее атмосфера.

По словам Виктюка, «Федра» – это полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика.


Показать полное описание Свернуть описание
КИПЕЛОВ
15 Окт.вс 19:00
ДК "ГАЗ"
1800 - 5000
Олег Погудин
25 Окт.ср 19:00
Кремлевский концертный зал
800 - 2600
"Подарочный сертификат"
31 Дек.вс 23:59
"Подарочный сертификат"
500 - 10000
DIRKSCHNEIDER
08 Окт. 
площадка "PREMIO"
1800 - 35000
Наверх